pop-up exhibition #5:
memory
9 May 2016
Vladivostok, 21 Utkinskaya St.
Derelict private residence
Memory is a fundamental basis for human existence, directed at the past. All processes, events, and actions, in their potential to be realized, are always already marked by their gravitation towards the past, their inevitable placement in zone of memory. This past determines the present and the future, as it enables comparison and correlation with the present. Memory, in contrast to the present, is not ongoing. It is always static and complete.
Благодаря своей завершенности память обладает способностью переживаться и реактуализироваться. С помощью памяти становится возможным переживание и открытие прошлого. Происходит «возвращение» прошлого в настоящее, в котором человек оказывается способен присоединиться и разделить давно случившееся. Таким образом, прошлое не исчезает бесследно, а превращается в доступный для восприятия и понимания человеческий опыт. Литература, изобразительное искусство, кинематограф — все это способы фиксации памяти, источники и проводники к прошлому, способные вывести человеческую жизнь из ограниченного собственными рамками существования в поле коллективной памяти и истории.
Дом, в котором проходит выставка ВШСИ, пережил недавнее расселение его жителей и стал узловой точкой, местом, где проходит граница между памятью и небытием. Общественное пространство города всегда формируется из личных историй, личной памяти его жителей. Именно эта память создает атмосферу, наполняет город и делает его живым. Но, несмотря на это, городская история, движимая логикой собственного развития, часто обходится с личной памятью людей жестоко: сносит дома, изменяет привычные ландшафты, превращает знакомые наполненные места в новые и чужие. Город мыслит другим масштабом, не всегда человеческим. Этому болезненному разрыву и несоответствию масштабов личной и городской историй посвящены работы Дениса Коробова и Киры Евсеенко. Инсталляцию Дениса составляют найденные им в заброшенных квартирах этого дома фотографии из семейных архивов. «Обрывки памяти людей, которые совсем недавно жили в этом доме. Фрагменты чьих-то судеб, в которые можно заглянуть сквозь пустые окна».
Для Киры важен момент перехода от одного состояния к другому, от момента когда дом «заселен» до момента, когда дом уже «расселен». Кира в своем перформансе фиксирует реверсивный переход — от настоящего к прошлому.
«Память» . Инна Додиомова
О том, что даже память не является гарантом сохранения, говорит работа Инны Додиомовой. Зафиксированный ею памятник, признанный когда-то частью истории, разрушается и исчезает. Сама память оказывается хрупкой и уязвимой.
«Вчера» Жени Елковой — это размышление о том, куда в нашей жизни девается прошлое. Уходит ли оно из нашего настоящего, свободны ли мы от воспоминаний, или прошлое незримой паутиной окутывает нашу жизнь? И что делать, если «вчера» оказывается важнее «сегодня»?
«Несобранный незримый образ тебя» . Антон Лапшин
Антон Лапшин в своей работе «Несобранный незримый образ Тебя, затерявшийся в осколках моей одинокой разрозненной памяти» отправляется на поиски Человека.
«Вторая» . Марина Давидович
Работа Марины Давидович посвящена II Мировой войне. Марина взяла численность всех погибших во II Мировой войне и сравнила это число с современным населением городов из разных точек мира.