exhibition #4:
on the cusp of environments
4–12 February 2017
Russkii Village, 25 Academic Kas'ianov St.
Primorsky Oceanarium
Expanding their activities to one of the city's most popular sights, a group of participants in the Vladivostok School of Contemporary Art (VSCA) collaborated on an interdisciplinary art project that could be visited by audiences over the course of a week at the Primorsky Oceanarium. As a way of marking World Wetlands Day, the exhibition/research project on the boundary environment between land and water showed the potential for further artistic explorations of how marshlands have a direct impact on the global ecosystem.

Details in VK Group
Тему выставки, как и саму идею провести выставку в стенах океанариума, школе предложила на тот момент сотрудница его научного отдела Кристина Александрова. Флора и фауна болот представляет отдельный интерес для биологов. А так как науки о природе (естествознание) и «науки о духе», к числу которых относится, по Вильгельму Дильтею, и искусство, в известном смысле, полярны, осмыслить первое через второе показалось интересным и ВШСИ, и сотруднице океанариума, ставшей сокуратором выставки. Художники школы современного искусства, как своеобразные агенты актуальности, вспомнили разрушительные последствия наводнения в Приморском крае в августе 2016, которые связывают, в том числе, с экологическим фактором: вырубкой лесов и осушением болот, явлениями, не позволяющими потокам воды сдерживаться. При этом от прямолинейного высказывания на экологическую тему участники школы отказались, отдавая себе отчёт в том, как явно сегодня экология в себя вбирает черты идеологии, и пожелав дать искусству его право на автономию. Полноценной групповой выставкой с единым нарративом это назвать сложно, скорее — собранием автономных авторов без ощутимого кураторского вмешательства. Одна из художниц школы Евгения Макукова соорудила «Доску нереализованных идей», предложив зрителю стать художником хотя бы на стадии эскиза и предложить свое высказывание на тему выставки, т.е. сделала настоящий банк идей, откуда их можно брать и куда их можно сдавать. Сама Женя хотела поместить себя в огромный аквариум, выдернув себя из своей естественной среды обитания по типу того как эрзац привычных условий обитания предлагается в океанариуме рыбам.
Главной целью ВШСИ в выставке «На стыке сред» было взаимодействие с нехудожественной площадкой. Второй целью стало привлечение внимания художественными методами к недооцененной среде болота, переходной зоной между сушей и водой. Внутренней задачей школы стало получить нового зрителя — случайного, такого же переходного как повод для выставки, например, обыкновенного семейного зрителя, пришедшего провести досуг в океанариуме и случайно наткнувшегося на живопись, инсталляции и коллажи молодых владивостокских художников. В этом случае нашим зрителем стал тот, кто сам, вторя названию выставки, находится на стыке сред, не особо разбираясь ни в современном искусстве, ни в биоразнообразии или эволюции — эта коммуникация и представляет для нас интерес. Заброшенность небольшой экспозиции в стены океанариума на остров Русский делает из выставки чуть больше, чем просто рядовое выставочное событие, ведь выставок в городе открывается много и часто, это уже перестает быть весомым поводом для художника будущего. Другое дело — опыт коммуникации с новой площадкой, находящейся вне визуального искусства и с неожиданным зрителем или зрителем другого поля знания (сотрудники океанариума — ещё одна отдельная аудитория). Так у нас уже было во время наших выставок в Приморской филармонии в 2015 году, в заброшенном частном доме, жилых квартирах и закрытой на долгий ремонт туристической школе в 2016, а также на чердаке Большого ГУМа в 2017. Мы пробуем практиковаться в непредназначенных для этого местах, это часть нашей институциональной критики.
Научный и религиозный взгляды на эволюцию и происхождение человека соединяют в живописном триптихе Арина и Константин Максимовы, интерпретируя научные данные языком православной иконы. Согласно опросу 2012 года, среди россиян — атеистов 13%, православных воцерковленных 41%, прочих верующих 46%. Авторы триптиха «Бытие» решили объединить научный и религиозный взгляды на эволюцию и происхождение человека, интерпретировать научные данные языком православной иконы, включая их в смысловое поле верующего человека. В поэтическом образе работы и верующий, и атеист найдут повод для мысли.
Денис Кулик, чей отчим видел свечения на болотах во время охоты, поднимает своей инсталляцией вопрос мифического и реального. В болотном свечении представители предшествующих исторических формаций могли запросто разглядеть признаки пришельцев с того света, в то время как современный человек, зачастую отчуждённый от чувственного восприятия, скорее всего найдёт наиболее рациональное объяснение любым природным явлениям.
Наталья Цымбал топографически кадрировала часть болотной местности, приходящейся на границы сразу трёх государств в нашем крае, изобразив в диптихе общий вид на границы КНДР, КНР и Российской Федерации вдоль реки Туманной (Туманган): водно-болотное угодье международного значения Хасан, дельта реки Туманной, железнодорожный мост «Дружба» на границе с Северной Кореей.
Женя Кокурина через фотоколлаж показала эволюцию роли болота от своей природной функции до фундамента человеческого жилища.
Близость к природе через тактильные ощущения предлагает испытать Антон Пастухов. Инсталляция раскрывает тему утраты связи между современным человеком и людьми прошлого на примере отношения к мистическому. Посетитель океанариума, наблюдая за экспонатами, не имеет с ними реального контакта. Тактильное ощущение является одним из наиболее сильно воздействующих на восприятие человека. Буквальное прикосновение к природе может косвенно повлиять на позицию зрителя, пробудить воспоминания, переживания и личные ассоциации.