наши курсы пригодятся не только художникам, но и тем, кто хочет курировать выставки, писать об искусстве и заниматься исследованиями в области визуальной культуры
VIII семестр
январь 2019 — июнь 2019
В 2019 г. ВШСИ организовывает тематические курсы для всех желающих больше узнать об искусстве: от истории развития живописи до навыков курирования выставок. Участникам школы также предлагается интенсивное изучение английского языка и участие в ридинг-группах. Приготовьтесь читать и анализировать разную литературу, а также создавать коллективные или индивидуальные художественные и кураторские проекты. В ВШСИ вы можете также писать аналитические и критические рецензии в онлайн-журнал Nest.
октябрь-ноябрь 2019
КУРС КУРАТОРСКИХ ВОРКШОПОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСТАВОК
Thibaut de Ruyter (г. Берлин) 21-25 октября
Ruth Noack (г. Берлин) 28 октября - 1 ноября
Воркшопы пройдут в читальном зале и кинозале ЦСИ "Заря". Максимальное количество участников - 10-15 человек.
Организаторы: ВШСИ совместно с Гете-Институтом Новосибирск и ЦСИ "Заря"
(описания воркшопов и условия участия будут опубликованы в формате open call в июне 2019)
март-май 2019
курс вебинаров
Бориса Клюшникова
(г. Москва)
"ИСКУССТВО И ИДЕОЛОГИЯ"
РЕГИСТРАЦИЯ: по ссылке

В 90-ые годы многие марксистские теоретики вновь обратили пристальное внимание на треугольник "искусство - эстетика - идеология", учитывая работу, проделанную Луи Альтюссером. После крушения берлинской стены, когда многие заявляли о "конце идеологий", критическая теория радикализировала связь современного искусства с новым глобальным финансовым капитализмом. Результатом этого переосмысления стали уже ключевые тексты Славоя Жижека, Поля Де Манна, Терри Иглтона, Жака Рансьера, Джудит Батлер и Фредерика Джеймисона. В этом курсе мы прослеживаем как мыслилась эстетика и искусство в отношении идеологии, и как само современное искусство выступает как часть идеологии. Занятия построены вокруг знаковых статей по теме и интерпретации произведений.
11 марта: Идеология в работах Луи Альтюссера. "Идеология и идеологические аппараты государства", "Об идеологии"

18 марта: Искусство и идеология в письмах и текстах Альтюссера об искусстве. "О материалистическом театре", "Кремонини: художник абстрактного"

25 марта: Понятие "идеологического эффекта" и мир искусства
1 апреля: П. Машре и концепция художественного производства

8 апреля: Ф. Джеймисон и интерпретация искусства. "Политическое бессознательное"

15 апреля: Когнитивная картография и постмодернизм Ф. Джеймисона

22 апреля: Искусство и идеология у Славоя Жижека. "Возвышенный объект идеологии"
29 апреля: Терри Иглтон. Эстетика и идеология в текстах 90-ых годов. Эстетическая идеология Поля Де Мана

6 мая: Эстетика и политика у Жака Рансьера

13 мая: Капиталистический реализм и готический материализм Марка Фишера

20 мая: Александр Гэллоуэй. Идеология и интерфейсы. Акселерационизм, ксенофеминизм и искусство
январь-февраль 2019
курс вебинаров
Ивана Новикова
(г. Москва)
"ИДЕЯ ЖИВОПИСИ"
РЕГИСТРАЦИЯ: по ссылке (завершена)
17 января: История живописи: от практики к ремеслу и обратно.
Введение в критическую теорию живописи. Историческое развитие живописи. Осознание живописи как практики, ремесла, медиа. Отражение истории искусства в современных художественных формах. Исторический контекст понятия «живописи».

24 января: Живопись Нового времени и феномен модернизма.
Эпоха Нового времени - победа или поражение «чистого искусства». Рождение новых типов живописных языков. Социальная структура общества как актор художественной системы. Базовые структуры модернистской системы искусства. Размножение художественных методик.
31 января: Авангард в контексте мировых войн.
Художественная ситуация между 1918-1939 гг. Формирование идеи авангардного искусства. Универсальный язык живописи. Триумф консерватизма. Живопись как политический инструмент. Глобализация культуры. Рождение основных концепций живописи: Гринберг и Розенберг. Биполярный мир.

7 февраля: "Смерть" живописи.
Новые и традиционные медиа. Массовая и контр-культура. Живопись и критическая теория. Концептуальные художественные практики. Идея о «смерти живописи». Искусство 80-х и взрыв новых живописных направлений. Роль рынка в формировании мировой системы искусства.
14 февраля: Суверенная идентичность накануне миллениума.
Поколение «Картинок» и постмодернизм. Проектная художественная форма и медиум картины. Бывший «Восток» и наследие социалистического реализма. Белый куб против черного куба. Роль картины в культуре 90-х годов. Социально-ангажированое искусство и активистская живопись.

21 февраля: Живопись вне себя. Консервативный поворот в культурных индустриях – «снова живопись?» Documenta 13 и спекулятивный реализм. Конец активизма и расцвет зомби-формализма. Традиционные медиа как реакция на «цифровой разрыв». Сетевое переопределение живописи Дэвид Джозелита. «Эксцентричная фигурация» в эпоху пост-интернета.
курсы 2018-2019 (октябрь-январь): по теории искусства, критике, кураторству и английскому языку
как писать с искусством:
стратегии критического без внешней позиции
лектор — Саша Шестакова, художественный критик (октябрь 2018)

Методы критического, избегающие конструирования воображаемой внешней позиции. Участники курса узнают как писать и говорить об искусстве с позиции вовлеченности при минимальной дистанции от произведения.
современное искусство и научная фантастика
преподаватель — Борис Клюшников, философ, искусствовед (ноябрь 2018)
образ, объект, субъект
преподаватель — Глеб Напреенко, искусствовед, психоаналитик (декабрь 2018)

Как размещен объект искусства по отношению к трем регистрам человеческого опыта — символическому, воображаемому и реальному?

этика кураторства
преподаватель — Яна Гапоненко, куратор (октябрь 2018 — январь 2019)

С какими вызовами современности сталкивается художественное производство и какова роль в этом куратора как медиатора и сопроизводителя знания.

английский язык как элемент агентности
преподаватель — Олеся Чернявская, лингвист (октябрь 2018 — январь 2019)

Капитализация сферы искусства вынуждает художника знать английский язык для репрезентации своего творчества на международной арене. Курс будет посвящен базовой лексике экспозиционных практик и поднимет общий уровень владения языком.

из словаря пост-современности
медиаторы варьируются (октябрь 2018 — январь 2019)

Ридинг-группы в рамках курса рассмотрят основные теоретические концепты в мире дискурсов пост-интернета, постправды, постгуманизма и т.д.
приглашенные преподаватели 2018-2019:
Александра Шестакова
художественный критик
Глеб Напреенко
искусствовед, психоаналитик
Борис Клюшников
философ, искусствовед
курсы 2017-2018 (октябрь-май): по истории искусства, философии, антропологии, курированию и английскому языку; факультативы по работе с керамикой и деревом
теория и история современного искусства
преподаватель — Андрей Василенко, куратор и критик (суббота 13:30—15:30)
история философии:
от античной эстетики
к поэтике современности
лектор — Валентин Матвеенко, преподаватель Департамента философии и религиоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ, аспирант (понедельник 19:00—20:30)
антропология постструктурализма
и постмодернизма
лектор — Ксения Ерёменко, кандидат исторических наук, доцент Департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук ДВФУ (среда 19:00—20:30)
психоанализ повседневности:
дискурсы вещей
лектор — Лидия Кирсанова, доктор философских наук, преподаватель ДВФУ и ВГУЭС (вторник 19:00—20:30)
гендерные
исследования
лектор — Анна Савчук, кандидат исторических наук, доцент Департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук ДВФУ (среда 19:00—20:30)
английский язык
для агентов современной культуры

преподаватели — Джозеф Ливзи (Joseph Livesey), кандидат Департамента антропологии наук Нью-Йоркского университета, и Олеся Чернявская, лингвист-педагог (пятница 19:00—21:00)
дизайн и архитектура выставки
лектор — Тибо де Ройтер (Thibaut de Ruyter), куратор и архитектор (г. Берлин)
серия квартирных выставок
дополнительно к теоретической части участникам школы предлагается раз в месяц участие в серии выставочных мероприятий в невыставочном пространстве
факультативы по работе
с керамикой и деревом
ополнительно к теоретической части участникам школы предлагаются факультативы по работе с материалами: мастер-классы по керамике, выездная резиденция по работе с деревом, работа с другими материалами по запросу
расписание
VI семестра:

апрель — июнь 2018
Понедельник, 19:00–20:30
Центр современной культуры «Хлебозавод»,
ул. Семеновская, 9

история философии: от античной
эстетики к поэтике современности

Валентин Матвеенко
Среда, 4, 11, 18 апреля, 19:00–20:30
Библиотека «Бук»,
ул. Светланская, 55

гендерные исследования
Анна Савчук
Четверг, 3, 19, 17, 24 мая, 19:00–21:00
Центр современной культуры «Хлебозавод»,
ул. Семеновская, 9

как сделать выставку
Thibaut de Ruyter (Тибо де Ройтер)
Пятница, 19:00–21:00
Кафе «Kafema»,
ул. Уборевича, 10Б

английский язык для арт-деятелей
Джозеф Ливзи (Joseph Livesey) и Олеся Чернявская
преподаватели 2017-2018:
владивостокская школа
современного искусства — это
1
Возможность переквалифицироваться, если по образованию вы химик, но всегда мечтали стать художником, курировать выставки или писать о них в СМИ.
2
Обучение не только истории искусства XX века, но и всем современным процессам в мировом искусстве и философии.
3
Углубление имеющихся знаний для журналистов, художников и менеджеров, решивших работать в сфере культуры и искусства.
4
Выставки ваших работ во всевозможных местах — от квартиры до общественного центра и музея.
5
Альтернативная учебная программа с профессионалами-практиками Владивостока, Москвы и других городов. Формирование новых культурных трендов города и участие в крупных городских событиях.
6
Круг единомышленников и важная творческому человеку обратная связь, возможность наладить связи с коллегами из других городов.
500 руб.
Разовое занятие
1 500 руб.
Один курс в месяц
5 000 руб.
Полное участие в месяц: теория, смотры, выставки
20 000 руб.
Абонемент на весь семестр