квартирник вшси #5:
память
9 мая 2016 г.
г. владивосток, ул. уткинская, д. 21
расселённый частный дом

Память — фундаментальная основа человеческого бытия, направленная в прошлое. Все процессы, события и действия в своей потенциальной возможности совершиться уже отмечены тягой к прошлому, попаданием в зону памяти. Это прошлое определяет настоящее и будущее, т. к. даёт возможность сравнения и соотнесения с настоящим. Память не длится в отличие от настоящего. Она всегда статична и завершена.
Благодаря своей завершенности память обладает способностью переживаться и реактуализироваться. С помощью памяти становится возможным переживание и открытие прошлого. Происходит «возвращение» прошлого в настоящее, в котором человек оказывается способен присоединиться и разделить давно случившееся. Таким образом, прошлое не исчезает бесследно, а превращается в доступный для восприятия и понимания человеческий опыт. Литература, изобразительное искусство, кинематограф — все это способы фиксации памяти, источники и проводники к прошлому, способные вывести человеческую жизнь из ограниченного собственными рамками существования в поле коллективной памяти и истории.
Дом, в котором проходит выставка ВШСИ, пережил недавнее расселение его жителей и стал узловой точкой, местом, где проходит граница между памятью и небытием. Общественное пространство города всегда формируется из личных историй, личной памяти его жителей. Именно эта память создает атмосферу, наполняет город и делает его живым. Но, несмотря на это, городская история, движимая логикой собственного развития, часто обходится с личной памятью людей жестоко: сносит дома, изменяет привычные ландшафты, превращает знакомые наполненные места в новые и чужие. Город мыслит другим масштабом, не всегда человеческим. Этому болезненному разрыву и несоответствию масштабов личной и городской историй посвящены работы Дениса Коробова и Киры Евсеенко. Инсталляцию Дениса составляют найденные им в заброшенных квартирах этого дома фотографии из семейных архивов. «Обрывки памяти людей, которые совсем недавно жили в этом доме. Фрагменты чьих-то судеб, в которые можно заглянуть сквозь пустые окна».
Для Киры важен момент перехода от одного состояния к другому, от момента когда дом «заселен» до момента, когда дом уже «расселен». Кира в своем перформансе фиксирует реверсивный переход — от настоящего к прошлому.
«Память» . Инна Додиомова
О том, что даже память не является гарантом сохранения, говорит работа Инны Додиомовой. Зафиксированный ею памятник, признанный когда-то частью истории, разрушается и исчезает. Сама память оказывается хрупкой и уязвимой.
«Вчера» Жени Елковой — это размышление о том, куда в нашей жизни девается прошлое. Уходит ли оно из нашего настоящего, свободны ли мы от воспоминаний, или прошлое незримой паутиной окутывает нашу жизнь? И что делать, если «вчера» оказывается важнее «сегодня»?
«Несобранный незримый образ тебя» . Антон Лапшин
Антон Лапшин в своей работе «Несобранный незримый образ Тебя, затерявшийся в осколках моей одинокой разрозненной памяти» отправляется на поиски Человека.
«Вторая» . Марина Давидович
Работа Марины Давидович посвящена II Мировой войне. Марина взяла численность всех погибших во II Мировой войне и сравнила это число с современным населением городов из разных точек мира.
видеозапись