квартирник вшси #8:
тишина
21 февраля 2018 г.
г. владивосток, ул. светланская, 33
бар patio 31 (старый дворик гума)

В рамках февральского квартирника участники Владивостокской школы современного искусства исследуют спектр определений тишины на примере «тихого места» — бара, когда в нем нет вечеринок. Пространство в центре города, нагруженное долгой и шумной историей, станет 21 февраля капсулой для многих трактовок: душевная слабость, отсутствие мыслей, сдерживание эмоций, давление со стороны внешних сил, политическое замалчивание, свобода от информационного шума, будущее человека без использования речи.
Уединение уборных приглашает к рефлексии — как личной, так и политической, пробоины на стенах внутреннего дворика затягивает кокон, вокруг 13-метровой барной стойки вырастает галерея инсталляций, а танцпол погружается в сон, в котором может принять участие каждый желающий гость. Сон осмысляется как художественный акт: важно уловить мгновение тишины в голове перед тем, как упасть в собственное бессознательное.

Афиши и фотографии, на которых люди смеются беззвучным смехом, выступают здесь в качестве найденных объектов — молчаливых свидетельств прошедших событий, которые невозможно ни вернуть, ни повторить. Включение зрителя в этот архив тишины происходит прямо на выставке: надевая маску перед объективом фотоаппарата, можно остаться неузнанным и пережить отключение от окружающей среды.

Тишина есть источник обители звуков. Тишина — окончательная степень полноты.
Перед выставкой участники объединения даже устроили коллективный обет молчания, и целые сутки жили в одном доме, не разговаривая друг с другом.

В 2018 году Владивостокская школа современного искусства возобновила серию ежемесячных однодневных выставок. Каждую третью среду месяца участники объединения на один вечер высказываются художественными средствами на заданную обстоятельствами тему в пространстве, не предназначенном для экспонирования.

Антон Лапшин
Перформанс «Тихий час»

Тишина как сон. Автор говорит об умении ценить чужую тишину. Это напоминание о коллективном теле: жизнь в муравейниках, два яруса кровати — мы спим и отдыхаем там же, где живут другие. И когда нам весело, мы считаем своим правом шуметь (иначе нереализованный смех делает нас несчастными). Но в этот момент кто-то может стараться отдохнуть (и нереализованный сон делает несчастным уже его). Тихий час — это внешний регулятор, все нормы и правила коллективного целого, придуманные веками, которые могут уравновесить взаимоагрессию. Ну а чтоб не так скучно было, можно и подушкой треснуть.
Таня Нельмина
Инсталляция «Человек Буддущего»

XXVI век. Искусственный интеллект выполняет всю работу по обеспечению жизнедеятельности землян. Основным видом занятости людей стало потребление контента. У каждого в голове установлен имплант-микропроцессор, который транслирует визуальную, аудиальную и кинестетическую информацию прямо в мозг и погружает человека в одну из множества виртуальных вселенных. Все процессоры объединены в общую сеть, позволяя людям мысленно общаться — так же, как когда-то они делали это в сети «интернет». Голосом давно никто не пользуется, что стало причиной определённых анатомических изменений речевого аппарата и сделало людей неуловимо похожими на героев древнего эпоса, Симпсонов. Человечество пребывает в полной отключке от внешнего мира. Со стороны это выглядит как достижение буддистской нирваны. Но так ли это на самом деле?
Максим Фёдоров
Инсталляция «Кто там?»

Тишина как прогулка по коридорам собственной памяти, которая сохраняет следы от взаимодействия с окружающим миром. События и столкновения интерпретируются таким образом, что порой от них остаётся лишь условный силуэт.

Перекличка объекта гитары с ее изображением на плоскости утоплена в кричащей инсталляции Фёдорова, сконструированной как временный объект. Неудивительно, что такое демократичное вторсырье как картонные коробки из-под товаров народного потребления, «ушли в народ», явившись на выставке холстом для фольклора. От политических лозунгов до признаний в любви — почувствовать себя автором и оставить след во временном коридоре хотел практически каждый гость выставки.
Марина Каплина
Перформанс «Тихое счастье»

«Счастье — „Я с ЧАСТЬЮ", частью чего-то большего или малого, чего-то важного или второстепенного, главное, что в ЕДИНЕНИИ с кем-то или чем-то. Счастье — у каждого своё, оно индивидуально и в тоже время коллективно. Что такое „счастье" в сообществе, где тишина играет важную и объединяющую роль? Какие образы и символы счастья у людей из мира Тишины, и чем счастье особенных людей отличается от нашего понимания этого состояния? В рамках художественного эксперимента выставки „Тишина" были проведены три занятия по актёрскому мастерству и спонтанному рисованию со слабослышащими детьми Владивостокской коррекционной общеобразовательной школы-интерната».
Наташа Цымбал
Серия живописи «Резонанс»

Тишина как основа. Мелодия не существует без пауз, они, как вдох и выдох, формируют ритмический рисунок даже в абстрактном произведении, а перепады высоты звуков придают цвет и объём.
Милана Пестерева
Инсталляция «Аллегория»

Тишина как субъективное переживание: глоток свежего воздуха режет горло холодом, в мягком затишье проявляются самые острые углы нашего подсознания.
Таня Нельмина
Интерактивная инсталляция «Побудь в моей шкуре»

Что находится под покрытием? Как часто очертания объекта соответствуют тому, чем он является на самом деле? Тишина как оболочка и дань древнейшей художественной традиции: от Паррасия и его «накрытой» картины до экспериментов Христо по упаковыванию предметов и даже зданий.
Женя Кокурина
Инсталляция «7 дней одиночества»

«..Всё началось с того что последние полгода мне приходилось много общаться с людьми. Очень много. Я уже начинала их ненавидеть, мечтала о том, чтобы уехать куда-нибудь и ни с кем не разговаривать. Но работа и дела не отпускали. Ещё предстояла поездка на запад к родственникам. Этого я больше всего не хотела: каждому рассказывать о своей жизни, ну и вообще с кем-то говорить. Моё тело, кажется, меня услышало, и где-то я подцепила ветрянку. Первые 3 дня я серьёзно думала, что умираю, пока не вылезли пятна. В больнице врач пообещал мне семь дней одиночества. Меня положили в палату, где я была одна. В палате не ловил интернет; чтобы выйти в сеть, нужно было сидеть на окне. Первые дни я спала, температура и зуд в теле не давали покоя по ночам, я плакала, терпеть было невозможно. В палату заходили редко: сделать капельницу, помыть полы, утренний обход врача. Еду давали через окошко. Видела только руки того, кто протягивал мне мой обед, завтрак или ужин. Через пару дней я уже начала различать, кто едет: капельница или мой обед. Если первой ехала капельница, я злилась, потому что потом есть холодный суп было не здорово. На самом деле лежать в больнице было кайфово. Я никогда до этого ещё не оставалась один на один с собой так долго. В день выписки я очень нервничала — так не хотелось выписываться. Было страшно от того, что придется вновь общаться с людьми».
Света Богдановская
Инсталляция «Have you ever been a member of a communist party?»

Вы имеете полное право не отвечать, и это никак не должно повлиять на вашу жизнь. У вас есть право на молчание.

В 50-е гг. прошлого века это право обратилось против киноиндустрии Голливуда. Опасаясь того, что цепкие лапы коммунистического режима дотянулись до кинотеатров, Комитет по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC) собрал операторов, режиссёров, продюсеров, сценаристов и актёров для того, чтобы получить ответ на всего один вопрос.

Долгие часы слушаний стали актом откровенного посягательства государства на права своих граждан и свои же демократические убеждения. Имена более 300 человек, которые составляли фундамент Фабрики грёз, были преданы забвению, после того как они отвечали молчанием или отказывались называть имена причастных к коммунистической партии. Их право на молчание обратилось для них наказанием и включением в «чёрный список». Те, кто избежал тюрьмы, подверглись увольнению из Голливуда и запрету на профессию. А магнаты-владельцы киностудий поддержали государственную идею, опустошив индустрию и оставив её без специалистов. В попытках уничтожить напоминания об инциденте, имена людей стирали из титров.

Но так же как отказ отвечать оборачивается против ответчика, результат идеологической чистки обернулся против студий. В течении двадцати лет студийная система изживала себя, оставшись без идей и потенциала. Молодые студии, работавшие на периферии и выпускавшие фильмы низкого класса, брали на работу «прокажённых» из Чёрного списка, давая им шанс оставаться на плаву. Сценарии продавались под псевдонимами, а фильмы режиссировались невидимой рукой. Чёрный список позволил молодым студиям прорваться, положив начало Новому Голливуду, который процветал до конца 1990-х годов. Спустя долгие годы заслуженные награды и почести нашли путь к своим владельцам.

19 декабря 2011 года Гильдия сценаристов объявила, что Далтон Трамбо, один из участников Чёрного списка, который в период с 1950 по 1960 годы был вынужден работать под псевдонимом и продавать сценарии второсортным агентствам по гонорару в три раза ниже стандартного, получил признание в качестве сценариста романтической комедии 1953 года «Римские каникулы», спустя шестьдесят лет после премьеры. Этот акт «охоты на ведьм» в Голливуде стал тяжелым воспоминанием для многих творческих людей. Но записи выступлений актёров, режиссёров и сценаристов на слушаниях HUAC в защиту себя и своих коллег — это символ того, насколько сильно может звучать тишина.
Маргарита Лабонина
Перформанс «Я не могу молчать»

Чем является на самом деле средства массовой информации? Пока при просмотре вечерних новостей мы мирно полагаем, что узнаем некие актуальные данные о мире, катализатор ненависти запускает реакцию в сознании, подавая факты в односторонем порядке. Единый для всех, заботливо подготовленный, взгляд на мир, от говорящей в экране головы телеведущего — прямо в твою, без всяких побочек в виде критического мышления.
Инна Додиомова
Видео-инсталляция «День тишины»

«День тишины» — живописная метафора о тишине. Люди твердят о ней очень часто, иногда и очень громко. Они жаждут ее. В голове она сливается в своего рода многоголосную музыку, которая образует какофонию. Этот шум в такой форме достигает своего максимума и перевоплощается в тишину.
Ксения Рябова
Коллаж «Послушайте!»
Олеся Чернявская
Инсталляция «Тише»

Вы когда-нибудь ощущали себя одиноко? Пожалуй, самая грустная история одинокого создания — это история 52-герцевого кита. Фактически единственным методом коммуникации у китов является звук. Для связи друг с другом эти существа испускают протяжный и довольно заунывный зов, причём в диапазоне от 15 до 25 герц. Если частота звука будет меньше или больше этого отрезка, то животные просто его не услышат. То ли ввиду генетической аномалии, то ли по каким-либо другим причинам «голос» героя нашей истории звучит на частоте многим выше допустимой для китов — 52 герца. Десятилетиями 52-герцевый кит курсирует по просторам океана в надежде встретить себе подобных и в надежде на то, что они услышат его. «Быть может, этот кит — это гибрид различных видов, а может быть — и вовсе неизвестное нам существо», — говорит криптозоолог Олл Льюис. Ещё одна особенность 52-герцевого кита заключается в том, что маршрут, по которому он плавает в Тихом океане, очень сильно отличается от того, по которому плавают стаи его собратьев. Поистине, этот кит — не такой как все, изгой, аутсайдер, причём без малейшей надежды. Кто знает, сколько ещё времени будут продолжаться его одинокие путешествия, наполненные безответным зовом к глухонемым пространствам. Зоологи скажут, что этот китовый Франкенштейн никогда не найдёт своего тёплого места в океане и навсегда обречён на одинокие скитания. Но ведь в любой фантастике есть доля жизни, и быть может, природа ниспошлёт познавшему боль одиночества столь же непохожую.
Антонина Плотникова
Инсталляция «Не молчи»

Общество навязывает нам стереотип о том что сильная женщина — красивая и молчаливая. Женскую красоту часто сравнивают с музыкальными инструментами. Как гитара без струн так женщина без возможности говорить свободно о том что чувствует, о чем думает.
Денис Эрастов
Медиа-перформанс «Молчание — золото»

Улыбающийся рот со стиснутыми золотыми зубами указывает на реалии 90-х и обещает раскрыть все секреты накопления капитала от самых успешных российских коммерсантов 90-х годов. Афиши с объявлением о семинаре были расклеены по всему городу за неделю до старта выставки, многие из них были сорваны почти сразу. В качестве места и времени проведения указан адрес и время начала выставки. Любопытный зритель, возможно, пожелает узнать секрет наживы или просто послушать анекдоты про лихое десятилетие. Но на выставке его ждёт молчание художников, которые ничего не могут сказать по поводу этих мастер-классов. Звонок по указанному телефону тоже мало что даст, потому что никто из успешных коммерсантов не расскажет о том, какие тёмные дела стоят за его благосостоянием.
Марина Давидович
Барельеф «Русский дзен»

Тишина и русские медитативные практики. Методичное лузгание заполняет неловкие паузы в разговоре и приводит в расслабленное состояние, помогая устранить шум в голове, а в завихрениях шелухи угадываются скрытые послания.
Настя Есауленко
Инсталляция «Подавленность»

Тишина как бессилие. Миф о Сизифе в этой трактовке заканчивается тем, что камень обрушивается на героя. Человек, который не контролирует обстоятельства вокруг себя, сдаётся под грузом непреодолимых обстоятельств, и напоминает безжизненную куклу.

Новость!
Инсталляция поступает на этой неделе в фонд Дальневосточного федерального университета в качестве дара от ВШСИ Учебной телевизионной студии Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ.
Денис Коробов
Инсталляция «Кокон»

Что находится под покрытием? Как часто очертания объекта соответствуют тому, чем он является на самом деле? Тишина как оболочка и дань древнейшей художественной традиции: от Паррасия и его «накрытой» картины до экспериментов Христо по упаковыванию предметов и даже зданий.

В инсталляцию вошла фотосерия Дениса «Шкура», выполненная художником в 2015 г.
Команда ВТИШинистов
Перформанс «Беззвучные»

«Так как Арина и Костя едут с сыном Лёвой, наша задача — объяснить ребёнку, почему завтра надо проснуться и весь день молчать», — с этих слов и началась наша поездка в Анисимовку. Тот, кто внезапно проговорился сво-ему соседу, был под его же прицелом: в общем списке появлялся крестик — «услышанный». В этой игре были свои победители, свои проигравшие. Пока одни мычали, варили овсянку и всячески общались на листах, ладонях и на снегу, другие провели целый день, не контактируя друг с другом, всё глубже погружаясь в собственную тишину.»
видеозапись
VSCA
Contact us
Yana Gaponenko
+7 (914) 680-82-80
info@vsca.ru
facebook, instagram, youtube

© 2018 vsca
design by @pererisoval