выставка #3:
цейтнот
4–8 января 2017
г. владивосток, ул. светланская, д. 35
чердак гума


Поверхностность, вторичность, конъюнктурность: претензии к современному искусству зачастую тождественны претензиям к молодому искусству. «Молодой художник» — эксплуатируемый в поле арт-рынка бренд, олицетворяющий широкую перспективу, открывающуюся перед молодым автором, у которой ещё «всё впереди». Иллюзия избытка времени, имманентно присущего молодому художнику в силу его возраста, не имеет под собой оснований по ряду не только субъективных причин. Ужесточение условий игры, в которую предлагается играть начинающему художнику сегодня, не даёт ему достаточно времени на обдумывание художественного жеста, что делает этот жест сырым и порой бессмысленным, подобно реакции
на цейтнот в шахматной партии.

Ситуацию выставки в новогодний период каждый из участников ВШСИ решил обыграть по-разному, высказавшись (или промолчав) на заданную тему времени по-своему. Будучи физической величиной, время на чердаке Старого дворика ГУМа определяет как нынешний, так и будущий облик помещения.
На тему разницы между настоящим и прошлым, явленной в преобразованиях физического пространства исторического здания ГУМа, предложил свой фотодиптих Антон Пастухов. Антон также увековечил тень человека на полу и стене чердака, где её изображение, нанесённое аэрозольной краской, находится до сих пор. Работа задумывалась художником как сокращение дистанции между прошлым и настоящим и напоминание о предшествующих жителях чердака.
Время как элемент механизма альтернативной экономики осмысляет Наталья Цымбал и, наследуя идею Антона Видокле с его «банком времени», «продаёт» на выходе посетителю билет на выставку в обмен не на денежный эквивалент, а на время, проведённое им на мероприятии. Валюта времени зафиксирована на билетах с изображением работ участников ВШСИ — билет на час, проведённый на выставке, содержит фото живописи одного художника школы, билет на 15 минут — работу другого. Коллекцию репродукций творений молодых художников можно пополнять бесконечно, приглашая на выставку людей из своего окружения. Белый барельеф Цымбал «Путь» со следами рук и ног на поверхности — свидетельство уникальности пути каждого человека: можно твёрдо идти, можно ползти, а можно цепляться руками.
Инсталляция Анастасии Есауленко прямолинейна и может трактоваться не только как предмет дизайна интерьера, но и шаг по деконструкции слова «Сейчас», предсказуемо одетый в обличие будильника.
Арина и Костя Максимовы предлагают ощутить скорость течения времени буквально на себе, остановившись перед их незаконченными работами и продолжить их, медитативно воспроизводя предложенный паттерн или создавая собственный рисунок.
Интимная работа Жени Макуковой, посвятившей большую часть своего жизненного времени игре на фортепиано, но порвавшая с ней по настоянию врачей, реабилитирует чужой разобранный инструмент, примеряя на него видеопроекцией лечебную процедуру по настройке звука. Инсталляция Макуковой ушла в частную коллекцию молодому местному коллекционеру прямо с открытия выставки.
Время как условие возможности изменения понимает Женя Ёлкова и каждый день методично рисует новое лицо своему альтер-эго, знакомясь с собственным внутренним непостоянством. Фотосерия Ёлковой, таким образом, становится результатом длительного перформанса, который она практикует до сих пор.
О сложных временах в сегодняшней геополитической ситуации — работа с плоскостью от Марины Давидович, на которой проницательный взгляд распознает сотканные из ниток флаги трёх государств, плетущих судьбу карты мира в 2016 году.
На злобу дня своей инсталляцией «Секундомэр» высказался и Денис Кулик, не глобально, но локально рефлексирующий о временности государственной должности и уязвимости лица при исполнении обязательств. Даже считающий себя аполитичным житель Владивостока помнит, что почти все главы города или края прошли через тюремное заключение.
Отрешённая девушка на фотографии Антона Лапшина — застывшая точка вне круговорота времени, как и повисший в воздухе квадриптих Анастасии Есауленко с его фиксированными текстурами и следами былого.
видеозаписи: