ВЫСОТА 611
Выставка в Центре наблюдения и исследования современного искусства "Артсерватория" (г. Хабаровск)
7-24 ноября 2019
Высота 611 - и топоним, относящий нас к сопке Известковая в Дальнегорске на севере Приморского края, и общее название для обозначения места предполагаемого падения НЛО, и даже наименование газеты, издававшейся как платформа для дискуссий об аномальных явлениях. Экспедиция Валерия Двужильного более 30 лет назад обнаружила следы высокотемпературного воздействия на обозначенной высоте и положила начало продолжающейся по сей день, отчасти спекулятивной, конвертации легенды о падении НЛО в последовательное брендирование территории. Мифология места давно стала распространенной темой работы художников, все чаще создающих сайт-специфичные проекты в условиях глобализации, свободного перемещения людей и объектов и экзотизации локального. Выставка "Высота 611" глазами более 20 художников, участников и друзей ВШСИ из разных городов страны, рассматривает феномен веры в существование внеземной цивилизации с нескольких, довольно расхожих, точек зрения, в числе которых - постгуманистическая, а также критика экспертности свидетельства и деколонизация воображения, чьей обманчивой работе охотно приписывается авторство концепции о жизни на других планетах.
Начало выставке объединения художников и друзей Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) положило исследование участницы школы Жени Кокуриной, которая сняла мокьюментари-фотосерию во время своей экспедиции на сопку Известковую в предполагаемое место падения НЛО в Дальнегорске Приморского края еще год назад - летом 2018.
Вокруг проекта Кокуриной свои высказывания строят коллажист Виктор Нагорнов, а также иллюстраторы Илья Красотин и Ника Антоненко. В ироничной манере они вписывают предполагаемых пришельцев в антропологический контекст, до предела гуманизируя своих героев. Иронию закольцовывает художница Lesya Prosto, проводящая параллель между анонимностью НЛО и сотрудников силовых ведомств, разгонявших митинги в Москве и Екатеринбурге летом 2019 года, которых обвиняли в бесчеловечности задержаний. Протестуя против формы полицейских, напоминавших скафандры, за которыми невозможно было идентифицировать личность сотрудника Росгвардии или ОМОН, Lesya Prosto совершила серию интервенций трафаретных граффити на улицах Екатеринбурга, изображая НЛО с мигалками в точках, наиболее близких к полицейским участкам.
Эмансипировать зеленый цвет от навязанной атрибутики образа пришельца и задуматься об устойчивом словосочетании "зеленые человечки" в своем диптихе предлагает Леха Г., а также с работой, выполненной на найденном дереве, его брат Миша Суньфенхевскнй (орфография авторов сохранена). Совместно с Катей Пчеловещь, Леха Г. создает проект Департамента "по выявлению и регистрации пришельцев на Земле", подробно описывая личностные портреты обоих сотрудников данного подразделения, и в рамках работы Департамента раздает анкету "анонимного пришельца". Предлагая заполнить ее на удобном посетителю выставки языке (русском или предполагаемом языке общения НЛО), художник улучшает статистику выявления присутствия пришельцев по крайней мере в Дальневосточном федеральном округе.
Старая загадка "Издает ли падающее в лесу дерево звук, если вокруг никого нет, кто бы это услышал?" применима и к принципу "обнаружения" НЛО - это всегда попадание в ситуацию человека, присутствующего при ней случайно. Рассказы, а также визуальные изображения (которым принято верить еще больше, чем устным преданиям) и их интерпретация носят предельно субъективный характер. К силе свидетельства (как устного, так и визуально подкрепленного) обращаются сразу три автора выставки - это Денис Ерастов, группировка Hero4Hero, а также Артур Бондарь. Все они работают с материалами живых свидетелей падения метеоритов или крушения НЛО в поселках Метеоритный и Славянка (Приморский край) и в Молебской аномальной зоне (Пермский край). Читая показания людей, переживших нечто аномальное, или рассматривая их рисунки (на бумаге или в дополненной реальности), посетитель выставки выступает в роли следователя, собирающего улики из первых уст.
Себя в космос в обмен на постоянно прибывающих пришельцев готовы отправить Ильяс Зинатулин, подготовивший тщательный план эвакуации, Алиса Горшенина, одиноко покоряющая космос, и группа "Синие носы", прибегнувшие к давно апробированной на Земле логике дарообмена. Стать пришельцами для других цивилизаций художники готовы, сохраняя свою самобытность, и передавая в космос архаичные культурные коды: освоение новых территорий, жертвоприношение и силу всеобъемлющей матери-земли. Человек стремится осваивать новые планеты чтобы обратиться постчеловеком, но верную ли цель он себе ставит? С какими сверхлюдьми из космоса он стремится наладить коммуникацию? Ответ, возможно, стоит искать в работе Миланы Пестеревой, рассуждающей о жизни высокоорганизованных миров.
Митя Гридасов предлагает посетителям осуществить выбор, не особо вдаваясь в подробности объекта заданного вопроса "Веришь?", а Анастасия и Евгений Лукута наделяют интерактивностью ряд напольных куар-кодов, делая самим высказыванием свое предложение "вступить в контакт" с материализованными в пространстве выставки гиперссылками.
Инопланетное присутствие в детях и архитектурных объектах видят Инна Додиомова и Михаил Павин. Филипп Учаев и Евгений Панкратьев деколонизируют человеческое воображение, легко рисующее признаки НЛО в видеошумах или оптических иллюзиях. Детский страх быть похищенной пришельцами берет за основу для работы над коллажом Лиза Кириллова в стремлении, наоборот, избавиться от навязанного стыда за активную работу воображения.
Яна Джан-Ша продолжает серию своих музыкальных видеоклипов, в которых перформансистка призывает людей не перекладывать ответственность за человеческие поступки и решения на аномальные явления. Наталья Цымбал наделяет веру в НЛО признаками мифологического сознания, обладатели которого в свое время винили в природных катаклизмах богов. Люди XXI века ушли недалеко и охотнее обвинят в изменениях планеты внеземную цивилизацию или искусственный интеллект, нежели признают собственное пагубное влияние на климат.
Анастасия Есауленко предлагает нам взгляд на нашу планету со стороны как на безмолвный минерал, покоящийся в колыбели огромной Вселенной. Фёдор Ролапов (aka Uzi Mauzer) и Кирилл Крючков обнаруживают в образе НЛО божественное начало. Змей-искуситель, адамово яблоко и даже угадываемый портрет Иисуса Христа в диптихе Ролапова переводят аномальные явления из космоса в регистр "опиума для народа". Крючков визуализирует универсальное зерно жизни как прообраз возникновения всего живого на Земле. Но откуда оно спускается и каково его происхождение?
Выставочный проект участников и друзей Владивостокской школы современного искусства (ВШСИ) проходит в Центре наблюдения и исследования современного искусства "Артсерватория" (г. Хабаровск).

Участники выставки:
Ника Антоненко (Хабаровск), Артур Бондарь (Москва), Леха Г. (Владивосток), Алиса Горшенина aka Alice Hualice (Нижний Тагил), Митя Гридасов (Владивосток), Яна Джан-Ша (Хабаровск), Инна Додиомова (Владивосток), Денис Ерастов (Владивосток), Анастасия Есауленко (Владивосток), Ильяс Зинатулин (Владивосток), Lesya Prosto (Екатеринбург), Лиза Кириллова (Владивосток), Женя Кокурина (Владивосток), Илья Красотин (Владивосток), Кирилл Крючков (Владивосток), Анастасия Лукута (Омск), Евгений Лукута (Омск), Виктор Нагорнов (Владивосток), Михаил Павин (Владивосток), Евгений Панкратьев (Владивосток), Милана Пестерева (Владивосток), Федор Ролапов aka Uzi Mauzer (Хабаровск), арт-группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, Новосибирск), Миша Суньфенхевскнй (Владивосток), Филипп Учаев (Владивосток), Наталья Цымбал (Владивосток), группировка Hero4Hero (Роман Иванищев и Ксения Фролова, Владивосток).
Куратор выставки: Яна Гапоненко

Даты проведения выставки: 7-24 ноября 2019
Образовательная программа в рамках выставки
4 ноября 13:00-15:00: мастер-класс для детей 7-13 лет
"Ребенок, который прилетел из космоса в свою комнату"
(преподаватель: Илья Красотин, Владивосток).
Во время воркшопа детям предлагается вместе поразмышлять
на тему того какими могут быть инопланетные создания,
создав в группе костюмы и игрушки пришельцев.
Вход на мастер-класс: 400 руб.

5 ноября 19:00: лекция "Искусство номадов:
опознанные летающие объекты и арт-кочевники"
(лектор: Яна Гапоненко, Владивосток). Вход на лекцию: 400 руб.

6 ноября 19:00: открытие выставки, диджеи: Soong Reader,
Кирилл Крючков. Вход по приглашениям или 500 руб.

7 ноября 19:00: лекция "Железный дождь как манна небесная"
(лекторы: группировка Hero4Hero (Роман Иванищев и Ксения Фролова,
Владивосток). Вход на лекцию: 400 руб.