Август - Сентябрь 2018
КУРАТОРСКАЯ СТАЖИРОВКА В WITTE DE WITH
Стажировка одновременно в кураторском и образовательном отделах WdW стала возможной благодаря гранту программы EUNIC, Dutch Culture и посольства Голландии в Москве, и позволила основателю ВШСИ Яне Гапоненко погрузиться в выставочные проекты ведущего Центра современного искусства г. Роттердам на всех стадиях - от исследования до производства экспозиции, а также принять участие в организации публичной программы. Ее ежедневный блог собирает впечатления от процессов в институции, а также в целом от Голландии и ее арт-сцены, и содержит размышления относительно собственных практик.
День 1. Пчелы, письма и местный контекст
  • Центр современного искусства Witte de With (WdW) разводит пчёл во внутреннем дворе для поддержания хорошего климата (общежитие Зальцбургской академии было таким же сознательным), при этом везде всё равно летают осы. Можно развить целый кураторский концепт вокруг желанных и нежеланных братьев наших меньших, и того, как эти пристрастия капризного человечества сменяют друг друга. Вспомним как человек нуждался в голубях, и как теперь голубь считается почти за крысу с крыльями.
  • Главный куратор Центра, который здесь всегда приглашённый, строит выставочную программу WdW по принципу выбора художников своего региона и своей культуры, и кураторы WdW курируют эти проекты. С местным контекстом работает образовательный отдел, продукты которого на выходе для жителя Роттердама получаются вполне себе user-friendly. Чего только стоит проект 90-х Cool об одноименном районе в Роттердаме, с восьми жителей которого сняли слепки их бюстов и установили портреты на домах. Подробнее об этом проекте я еще расскажу.
  • Местный контекст - понятие, которое формально к Роттердаму применять странно, т.к. этот город считается имеющим самое большое количество представителей разных национальностей (более ста), но тем не менее: пространство Tent, арендующее у Witte de With первый этаж, работает с местным контекстом, а WdW - с международным.
  • Мне, отвыкшей от систем и иерархий, особенно интересно наблюдать за командной работой, целиком выстроенной вертикально, а также за собственной уязвимой позицией стажера, оздоравливающей мое эго "директора школы".
  • Центру предстоит ренейминг в связи с тем, что Witte de With - командир флота XVI-XVII вв., внесший такой вклад в колониальные завоевания, что даже муниципалитет Роттердама просит Центр сменить имя. Детали - тут.
  • Witte de With имеет собственную мастерскую, где изготавливает рамы для работ, скамейки для выставок и мебель для инсталляций. Это потрясающе, т.к. музей далеко не каждого мегаполиса может себе такое позволить. Технический директор Пол работает почти с самого основания Центра. Неудивительно, что так много художников хочет выставиться в WdW с таким обеспечением продакшена. При этом WdW настаивает на том, чтобы художники не дарили и не оставляли им работы (это помимо самого формата Центра, не подразумевающего коллекционирование), что, к счастью, не дает пространства для манипуляции художником и спекулировании на его желании отблагодарить институцию.
  • Ланч для всех сотрудников на период демонтажа и монтажа (который длится сейчас и еще 2 недели до открытий) предоставляется бесплатно и состоит из огромного количества молока (!) и всего для сэндвичей, включая авокадо (двойное бинго для моих вкусовых привычек). Голландия помешана на молочном (коровы - еще одни желанные животные, и, судя по количеству молочки в магазинах, - даже слишком).
  • В первый же день стажировки сделать artist studio visit - просто мечта, даже если это в соседнем городе и не совсем для исследования, а лишь для выбора костюмов у дизайнера одежды на ивент художницы, который пройдет в формате ролевых игр. Есть две вещи в жизни, которых мне хотелось избежать - ролевиков и восьмой винды. Здесь меня настигло и то, и другое.
  • В очередной раз понимаю, как прекрасны пары, где оба зарабатывают руками. Он - делает мебель в мини-мастерской в собственном дворе, она - шьет одежду на показы (https://www.nadavandalen.com/). Нада прекрасна - любит бульдогов, дебоширить, посвящает латексную коллекцию Малевичу, а ее отец разрезает натянутую на холст искусственную кожу, посвящая это Лучо Фонтане. Боже, я бы сняла о них интервью для Freunde von Freunden. Именно поэтому я делаю проект онлайн-архива ДВ - ради этих эмоций от общения с художником в его рабочем и жилом пространстве.
  • Образовательной программой WdW занимается прекрасная Джесси Койман, которая в свободное время делает собственный проект "Мы - движение, а не коллектив".
  • Из того, над чем предстоит поработать: выставка, которая меня пока заинтересовала гораздо больше той, что про ролевые и компьютерные игры, аватары, субкультуры (а точнее subalterns, что совсем иное) и идентичности - это выставка об эпистолярном жанре как таковом, о письмах и, кстати, как следствие, тоже идентичностях. Мечтаю подискутировать об этой форме агентности на примере "Писем Элеоноры Прей", чтобы наконец переосмыслить весь этот хайп вокруг романтизации жанра и брендирования Приморского края на его основе. Сам топик - уже пример кураторского подхода: визуальным языком сказать о традиции переписок - нахожу этот челлендж захватывающим.
День 2. О голландском языке и вайфае.
  • Директор Центра София Чонг Куй всю прошлую неделю учила голландский, поэтому за ланчем все обсуждали языки и то, как нелогично здесь устроена грамматика. Мне эта ситуация облегчает положение - когда даже главный человек в коллективе не говорит на языке страны институции, в которой работает, просыпается ощущение лояльности. Большой challenge на ближайшие полтора месяца - забыть немецкий язык и перестать говорить на нём в магазинах. И пусть тот, кто говорил, что голландский и немецкий похожи, первый кинет в меня камнем. Фонетика этих двух языков - как инь и ян.
    С английским тоже рядом не лежало.
  • В Голландии нет таких проблем с вайфаем в общественных местах как в Германии. У кого-то это вызывает паранойю проверять банковское приложение только дома и учиться хакерству, чтобы знать как сделать шах и мат, но у меня это пока вызывает лишь облегчение.
  • Вчера в метро русский матерился по телефону на свою маму, говоря, что его оштрафовали на 700 евро, что он не ворует и что после Бельгии поедет работать в Голландию (сказал он из Роттердама). Не люблю быть случайным свидетелем чужих разговоров, но в паре сидений от меня другой парень тут же обернулся на него и сказал: 'О, привет'. Роттердам - и правда про мультинациональность. Или просто русские - действительно везде.
  • Сегодня я весь день работала над подборкой литературы для медиаторов выставки Аны Марии Мийяан по топикам, которые она раскрывает в своей выставке в формате серии акварели, видеоанимации и воркшопа по ролевым играм: наркотические войны, идентичность, субъектность и все, что только может понадобиться экскурсоводам. В выставке, как в хорошем минерале, куча богатых слоев: там и о выборочной агентности, которую придает человеку письмо хотя бы даже самим умением писать (пресловутое "давать голос"), и о той самой ауре голосового сообщения на стационарный телефон, которое мы не получаем мгновенно, и о письмах в один конец, и об анонимности. Иконографичное изображение мужчины при переписке в классической живописи содержало обязательное наличие карты мира на заднем плане, женщины - окон со шторами, несложно догадаться почему, или морского шторма. Плюс сегодня у меня было целых два собрания - со всем коллективом и с медиаторами. Медиаторы в WdW не включены в состав работников Центра.
1818 Magazine by Stephanie Toole
День 3. О дедукции и психотропном колониализме.
  • Слышали о farmacolonialidad? Это испанское название на обратный колониализм - то как западный мир колонизирован вкусовыми привычками, привнесенными от завоеваний западными людьми стран третьего мира: сахар, табак, кофе, кокаин. Все эти психотропные вещества, завезенные с глобального Юга, тотально колонизировали разум западного человека, повседневную жизнь которого теперь сложно представить без этих стимуляторов. Сложно представить себе и то, что на второй день кураторской стажировки я буду делать ресерч о наркотапитализме. Обожаю. Всем пост-правды. В-общем, если бы не ритм (8 часов в день, хоть и 4 дня в неделю), к которому мне, как заядлому фрилансеру, приходится сейчас заново через кровь и пот привыкать, я бы сказала, что это был честный, напряженный и интенсивый день гугления на интересную тему. Не думала я конечно, что комиксы и видеоигры станут моими топиками исследования, но это полезно хотя бы в рамках моего преподавания эволюции визуального в магистратуре Digital Art в родном ДВФУ.
  • Компьютерные игры одомашнивают людей.
  • Когда Биргитта Ингемансон нашла письма Элеоноры Прей из Владивостока и решила их опубликовать, почему никто не стал искать ответы на ее письма и раздувать из них такой же мыльный пузырь? Потому что письменная корреспонденция - инструмент далеко не только коммуникации, но и рефлексии. Мне (повторюсь) грустно, что эта палка с одним концом так ярко светит на карте внешних историй Владивостока за неполнотой отображения всей картины.
  • Видео (как правило) имеет начало и конец, а живопись лишена этой линейности и темпоральности, что позволяет ей быть вневременной.
  • Борьба за идентичности (гендерные, расовые, все остальные) никогда не перестанет быть актуальной из-за того как устроены и борющиеся и те, против кого они борются. Но как же надоело, что мы не можем просто быть human being без такого явного перекоса в ту или иную ущемленность. Читать Павла Баршу (Pavel Barsa), не переведенного с чешского ни на какой другой язык (nobody said it was easy (c).
  • Сегодня София (директор/главный куратор Witte de With) дала мне отличный урок: выставки, прокурированные дедуктивным методом (от общего к частному) получаются гораздо более экспериментальными и богаче концептуально, чем те, что прокурированы от частного к общему (индукцией). Эпистолярная выставка тому пример - София видела работы, посвящённые письмам, много лет, натыкалась на соответствующие тексты, живопись и фильмы, и только так по крупицам выкристаллизовалась тема. Путь наоборот - подбирать работы под придуманный топик - сужает траекторию маневров. Сегодня я посмотрела три работы, которые войдут в нашу эпистолярную выставку, и я вам скажу - прилетайте на открытие 9 сентября в Роттердам, это надо видеть. Хотя если письма - наши проводники из прошлого, тогда вам прощается приехать не на само открытие, а в будущем (до 6 января, если что).
  • Уже на третий день стажировки я внесла свою лепту в публичную программу - лептой стало видео Евгения Гранильщикова 'Письмо', которое я показывала в 'Арке' в 2014. Видео откроет интимную ридинг-группу по чтению личных писем всех желающих в рамках публичной программы к эпистолярной выставке.
  • В пятницу еду в Амстердам. Прекрасное пространство в Амстердаме, устраивающее ридинги и архивирующее неархивируемое - перформансы: http://www.ificantdance.org/ Но для начала я встречусь с Rijksakademie - всемирно известной 2-годичной резиденцией для художников со всего мира.
День 4. О водоемах и удаленке.
  • Сегодня коллега Роза де Грааф, с которой мы работаем над выставкой Анны Марии Мийан, напомнила мне, что в Амстердаме живет Глюкля Першина, и мне будет очень приятно приехать к ней завтра в мастерскую спустя три года после того, как мы сделали выставку "Ее" в ЦСИ "Заря", которая до сих пор остается моей любимой выставкой Центра.
  • Я посмотрела не только три работы из Epistolary Show, но и часть видео сольной выставки Розалинды Нашашиби, которая уже третья по счету из тех, что откроются в WdW через 2 недели. Вкусное зерно и рассуждения о линейности времени - все как я люблю.
  • Инфопак для медиаторов готов, и его итогом стало то, что в конце сентября я проведу тур по выставке Анны Марии Мийян с упором на топик обратного колониализма, который так задел мою душу. Идея пятничных ивентов "Focus" - сфокусироваться на единственной узкой теме, не отрефлексированной на выставке глубоко и "провести" по ней широкую аудиторию.
  • Сегодня узнала о неприятном скандале, в котором участницу сольной выставки, проведенной год назад в WDW, обвинили в плагиате. Расскажу как только станет ясна позиция адвокатов и всего Центра. Но все это поднимает большой вопрос о профессиональной этике, который я сама себе и всему вокруг не устаю задавать.
  • Подошла к концу первая неделя стажировки (я работаю 4 дня в неделю). Меня ждет Амстердам, где я остановлюсь у художницы и исследовательницы, которую хочу привлечь к преподаванию в ВШСИ. Дала ТЗ новому дизайнеру на афишу open call в школу. Московский автор прислала новый текст на Nest. Фотограф онлайн-архива выложила снимки с поездки в резиденцию по скульптуре. Все мои три владивостокских проекта напоминают о приближении старта сезона, и следующая неделя будет жаркой не только в офисе Witte de With, но и в моей крохотной комнатке на втором этаже прекрасного дома в отдаленном, почти загородном, северо-восточном районе Роттердама.
  • Вчера гуляла к озеру, самому большому в городе и с песчаным пляжем, которое, оказывается, в 20 минутах ходьбы от моего дома. На районе, помимо многочисленных стай гусей и уток, оставляющих кучу дерьма после себя, я встретила переулок Фриды Кало и улочку Марселя Дюшана, чему удивилась несказанно. Вода в озере неприлично теплейшая.
  • Обнаружила в одной станции метро от себя бассейн, работающий с 7 утра. Осталось обнаружить в себе силы вставать в 6 утра и плавать перед работой.
  • Закупилась капсулами Nespresso на 3 недели вперед. Была на знаменитом рыбном крытом рынке Markthal, который на самом деле - простой торговый центр. Помимо озера, это все мои развлечения за первые 4 дня в городе. Маршрут дом-работа-дом оправдан, в том числе и тем, что транспорт здесь работает до полуночи максимум.
День 5-7. Поехать в Амстердам за Югославией и простудой.
  • Амстердам встретил дождём, +12° и гневным письмом из Берлина с просьбой оплатить забронированный курс немецкого. Бронь была ещё в марте на август, до всех грантов, о чём я благополучно забыла. Теперь мне интересно, на какой период придётся переносить курс, и не буду ли я вынуждена остаться в Берлине до конца октября.
  • Проговорила с сербской художницей, у которой остановилась, до двух ночи субботы, и утром уже ждала встреча с турецким художником, выпускником Dutch Art Institute и студентом Рут - преподавательницы моего кураторского курса в Salzburg Summer Academy. Люди - прекрасны. Моя неповторимо прекрасная Teresa Anna Franz, критик и коллега с параллельного курса by Martin Herbert в Зальцбургской академии, сделала вечер амстердамской архитектурой и вьетнамским фо. Вечер закончился обсуждением зоопарков втроём с Олесей Чернявской, и мир удивительно тесен, но не настолько, безусловно, как мир животных в клетках.
  • По-прежнему облизываюсь на Dutch Art Institute и характер их скитающегося исследовательского образования. А также на солнышко, тепло и сухость - это чудесное трио, которого не хватает в этом промозглом Амстердаме.
  • И как же мне повезло остановиться у сербской (бывшей югославской, стало быть) художницы, рассказавшей о своем удивительном дедушке, дружившем с самим Иосипом Броз Тито. Когда-нибудь я напишу об этом, о ее сказке про вселенную, где все поклонялись огромному члену в небе, и о забавных политических решениях современной голландской арт-сцены, а также о том как потратить пять штук рублей за пять дней просто на общественный транспорт.
  • Но Амстердам ужасен в +15 в тонкой одежде, с постоянным ливнем, безумно хаотичным дорожным движением, полным байкеров-спринтеров и толпами туристов, и летней паузой во всех арт-институциях. Придётся вернуться в конце сентября, чтобы хоть как-то с толком провести время. Потратила битые пару часов в поисках толкового свитера, чтобы не дать поднявшейся температуре развиться в хорошую простуду, и, кажется, придётся обновить вообще весь гардероб. Побывала в De Appel - главной contemporary art институции в городе, переселившейся в бывшую детскую школу. Район вокруг обрастает небоскребами, что лишь добавляет сюра этому месту, где художники начинают снимать мастерские, а через неделю стартует очередная программа старейшей резиденции для кураторов, и где удаленность места располагает к тому, чтобы стать жирным книжным червем.
  • Dutch Culture открыты проектам Владивосток-Голландия. Поработать есть над чем, молчу про опиумные войны и farmacolonialidad, на тему которого я в сентябре дам talk в Witte de With.
  • Амстердам, как и треть всей страны, находится ниже уровня моря, поэтому к низкому давлению переехавшие здесь долго привыкают, а вкупе с типично дурной погодой и травушкой, наверное, многим тут приходится несладко. Амстердам и без того не запал мне в душу, и я даже не пошла в Stedelijk, увидев очередь у входа.
  • Что мне понравилось в моём Амстердаме - это его балканство. Югославское тепло Татьяны Мацич (http://www.artkosmika.com/biography.html), её перформативные лекции о теории и философии и её идеи вскрывания архивов - и я уже пишу письмо Dutch Culture о её курсе для ВШСИ. Мир даёт нам возможности потрясающих встреч, жаль, что косвенная причина этих встреч - часто война.
День 8. Про деньги.
  • Вчера я узнала (а сегодня подтвердила), что после своих стажировок все участники программы EUNIC поборются за 3 000€ на реализацию своих проектов в России по итогам стажировок с художниками, с которыми удастся наладить работу во время программы. У меня уже куча идей по опиумным войнам, острову Формоза, Ост-Индской компании и другим восточно-голландским историям.
  • 500-1000 евро - средний европейский гонорар художника за участие в коллективном проекте типа групповой выставки.
    1500 (или 15% от бюджета выставки) - средний гонорар куратора за выставку.
    4000 - гонорар художнику за соло шоу (в моем случае).
    25 000 - бюджет персональной выставки (напоминаю, что все умножаем на 80 для перевода в рубли).
    45 000 - групповой (около 10 художников).
    2500-3500 - преподавательский гонорар за 7-10дневный образовательный курс.
    Все это мало ложится на российские реалии, тем более Владивостока, тем более самоорганизованные. Но узнать было любопытно и, возможно, когда-нибудь я начну оперировать в этом модусе чисел.
  • Witte de With пользуется не Mailchimp'ом, а специальным общеголландским сервисом для рассылок новостей, и не добавляют никого в базу, пока он (она) сами не подписались. Около 6000 англоговорящих и 3000 голландцев подписаны на их рассылку, но по-прежнему ничего лучше соцсетей не работает. Инстаграм достигает больше всего аудитории, средний возраст которой у Witte de With - 18-21 год. Дальше по популярности - Twitter, и, наконец, Facebook, аудитория которого, по словам Юруна, пиарщика WdW, стареет.
  • Архив выставок WdW за 18 лет из трехсот коробок с документацией, а также видеокассетами и вообще всем, что накопила совершеннолетняя институция - и правда сильнейшее впечатление понедельника. Потрясающая хранительница архива почему-то работает лишь по понедельникам. Вообще много у кого здесь такой график по всей стране. Бухгалтер в WdW приходит тоже раз в неделю, хотя это понятнее, чем архив.
  • Я продолжаю делать рисерч для медиаторов по эпистолярной теме (там все - от пресловутых "Черных тетрадей" Хайдеггера до остальной этики то анонимного, то публичного, то вуайеризма), а завтра мы пойдем в город ловить ларперов для воркшопа Аны Марии Мийян - тех, кто торчит по ролевым играм.
  • Лучший ужин после того как удалось избежать простуды - четыре батончика мороженого Mars. Изящное кураторское решение.
День 9-10. О главных людях.
  • Много читаю о ностальгии у коллег по зарубежному зазеркалью, но сама настолько привыкла к разнообразию культур, людей, мнений, национальностей, привычек вокруг, что считаю единственным домом и родиной - собственное тело. Всё, что выходит за его пределы (насчёт маклюеновского продолжения тела в виде медиа ещё можно поспорить) - уже заграница.
  • Скайпились с Аной Марией Мийян, какая же она замечательная, и как же я люблю художников. Да, со всеми этими сложностями. Они - лучшие люди.
  • 21 сентября выступаю с рассказом о коллониальности наоборот - как раз по той теме стимуляторов типа кокаина, кофе, табака и сахара, которые из стран третьего мира колонизировали западного человека. Предложу всем закусить шоколадкой и выйти покурить. Focus - формат мероприятия, где разрешает субъективность и позволяется городить всякую чушь. Надеюсь чушью не испортить репутацию Тоссига с его кокаиновым музеем и Лорен де Саттера с его наркокапитализмом
  • В 1926 году В Гааге был обнаружен сундук с 2600 "замороженными", никуда не доставленными письмами, которые заботливо хранились с XVII века. Очередная история о том, как архиваторы вершат историю в духе той с найденными негативами, показанными в Арке в 2008. http://brienne.org/unlockedbriennearchive
  • Хочу в рамках проекта онлайн-архива ДВ сделать день открытых дверей в мастерских художников, куда можно позвать всех не только из Приморья, но и из Азии и Европы, эдакий смотр работ там, где они рождаются - один в октябре и второй в мае. Вопреки всем биеннале. Трёхдневные открытые двери и тур по мастерским всех художников Владивостока.
  • К концу подходит 4-годичная работа моего коллеги Самюэля над каталогом выставки современного искусства Китая, которая была выматывающе долгой по итогам выставки 2013 года. Жду финальной версии книги, т.к. дико интересно рассказать во Владивостоке об отношениях Голландии и Китая.
  • Маурицио Кателан собственной персоной написал вчера в Witte de With просьбу дать текст группы студентов, которых WdW привлекали для создания различных образовательных проектов, в его новую книгу о копиях, апроприациях и прочей 'неоригинальности'. И это не тот случай когда студенты эксплуатируются институцией - скорее наоборот, это действительно попытка построить коммьюнити на темах, на которые не всегда рассуждают вокруг. Например, группа этих студентов сделала в Witte de With non-reading reading group, где они не читали книги, а рефлексировали на сам метод чтения и то, как мы проглатываем книгу или то, как один эпизод из неё может касаться нас снова и снова. Там и про рассеянное внимание, и про всё, что угодно - просто, но актуально.
  • Заказала одной амстердамской типографии экологически ответственную печать каталога ВШСИ. Понятно, что моего бюджета не хватит и на сотню книг, но попробовать поэкспериментировать с бумагой можно. Пусть идёт до Владивостока вечность - если обложка и страницы улёт, потерпеть и не то можно. Делают хорошие вещи: https://raddraaier.nl/en/press-work/offset-printin...
  • Отвратительно быть по рабоче-учебным поездкам в Европе во время летней паузы во всех институциях. Это как на зиму оказаться у самого моря.
  • По работе оказываться в местах, где ты бы ни за что не оказался в 'обычной' жизни = прибавлять пару баллов к карме, как завещал Каракас. Разложила флаеры о ролевых играх в магазе компьютерных. Лэвэлап.
  • Очень нравится самоназвание information designer & storyteller. Инфодизайн это и название магистерской программы в Эндховене в Голландии (Design Academy Eindhoven). Чекните художницу Alice Wong: https://missalicewong.com/
  • А вот эти ребята предлагают всем выпускникам любых академий искусств присоединиться к их B-cademie, играя самим названием с "первосортностью" и "второсортностью": http://www.bcademie.nl/ Собираются раз в месяц в формате "Я художник, у меня есть проблема", и советуют кому как быть на самые разные темы (взаимодействий с коллегами, создания определенных работ и т.д.). Эдакий расхожий формат групповой терапии и коллективного мозгового штурма. Взносы они делают собственными работами, которые должны быть эквивалентны 500 евро.
  • Вообще хочу подчеркнуть, что почти каждый куратор или художник в Европе имеет свой сайт - это как Отче наш. Бухгалтер Witte de With (которая, вообще-то художница, как сегодня выяснилось!, и которая единственная из команды пригласила меня на ужин к ним с ее французским бойфрендом) очень сконфузилась когда сама про себя сказала, что у нее нет сайта.
  • Частью моей стажировки должны стать визиты в культурные институции страны, но эти визиты проваливаются, т.к. я работаю в то же время, что и они, и люди тут часто тоже не работают по пятницам. Отношение к рабочим часам уникальное - даже открытие наших выставок происходит с 15.00 до 18.00 (хоть и в воскресенье). Мне написали из TransArtists (тот самый хаб всех резиденций мира), и я очень жду нашей встречи в Амстердаме, но мне нечего им предложить, кроме последней пятницы октября. Посмотрим: после открытий Роза (моя коллега-куратор) поедет в Лондон, и может мне по стопам удастся выходной средь недели. А может я просто отложу это до конца сентября и погуляю по Амстеру с лучшим коллегой по Зальцбургской Академии.
  • В Эйндховене зарегилась на симпозиум транс-художников, вот одна из них учит говорить "по-женски", но как же я устала от гендерных вопросов.
  • Пьер Легранд назвал Алена Бадью ласково 'Bad U', а я назову Легранда маленьким человеком. Только заботливо.
  • Сегодня ушла с работы последняя, а пришла вместе с Ваней Егельским. Начинаю втягиваться в коллектив, шутить с коллегами из других отделов как типичный офисный работник, и каждый день теперь по нескольку раз пробегаюсь по монтажу вдоль всех этажей. Конопатый рыжий юноша, наклеивающий на стены толстую виниловую плёнку, отважная айтишница Линн на самом верху монтажной конструкции (метра 4) и чудесный философ, поднимающий и спускающий произведения искусства из окна на специальном тросе, - команда мечты, я серьёзно. Молчу про Пола, работающего там с самого основания. На самом деле все монтажники без исключения - художники. Способ заработать - им, понимание как что должно выглядеть - институции. Кажется идеальный и честный тандем. Но на открытии, конечно, ролевая игра выдвигает на первый план совсем других персонажей.
  • Потрясающее видео Vivian's Garden, которое я посмотрела на Документе год назад, сегодня пересмотрела полностью в связи с тем, что работа этой художницы будет экспонироваться у нас в Witte de With через неделю. Rosalind Nashashibi - палестино-английская волшебница кадра. Розалинд рассказывает о работе: https://www.youtube.com/watch?v=_n5s_HS2QqI
  • К моему списку "Я никогда не стала бы в 2018..., если бы не стажировка в Центре современного искусства" помимо: а. Играть в ролевые игры, б. Пользоваться Windows 8 и в. Посещать магазины настольных игр и приставок, добавилось г. Читать фантастику. Но если первые три пункта относились к Ana Maria Millan, то последний - к Rosalind Nashashibi и тому, как "Шобики" вдохновили ее своим коммунным укладом жизни. Вы почитайте, там всего три странички, а мира хватит на десять разных планет. Разве не так я бы хотела, чтобы жила ВШСИ?: http://www.rulit.me/books/istoriya-shobikov-read-1..
Дни 11-14. Залечь на дно в Генте.
  • Во избежание фрустраций стажировку надо начинать не за пару недель до открытий (ideally), а месяца за два или даже раньше, когда стадия еще не такая завершающая, а еще совсем горячая, и концепт на стадии стройки, НО после открытий я погружусь как раз в такой период уже следующих проектов, на самом начальном этапе, благо директорствование Софии отличается от начальства Дафны тем, что у Софии все расписано на 4 года вперед, как оказалось, поэтому курированием можно заниматься параллельно нескольких проектов на очень разных стадиях.
  • Я сделала 3 документа с подборкой литературы для трех выставок, которые будут использоваться для закупки литературы в книжный магазин WdW, а также медиаторами при экскурсиях.
  • В четверг говорили с Софией о разнице между subalterns и subcultures, которая очевидна, но которая очень зависит от того, с какой позиции и из какой географической точки ты говоришь (как и все суждения на этом свете).
  • Завершилась треть моей стажировки, еду к подруге-художнице в Бельгию.